Коучинг как инновационная форма сопровождения молодого воспитателя в ДОУ
Семинар
«Коучинг как инновационная форма сопровождения молодого воспитателя в ДОУ»
«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился,
что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз, как бы он не был
талантлив, а если не будет учиться на опыте, то никогда не будет хорошим
педагогом, я сам учился у более старых педагогов…»
А. С. Макаренко
При поступлении на работу молодой специалист или
начинающий воспитатель в детском саду испытывает серьезный стресс. От того,
насколько легко он преодолеет данный этап, зависит становление педагога как
профессионала и его верность выбранной профессии. Помочь педагогу в этом может
организованное в ДОУ коучинговое сопровождение начинающего воспитателя, задача
которого - учесть факторы, влияющие на успех адаптации, а также развить
личностные и профессиональные качества воспитателей.
В последнее время появилась и такая форма сопровождения
воспитателей, как коучинг. Наставничество более традиционно, оно доказало свою
эффективность, за ним опыт многих поколений. Коучинг – сравнительно молодое
явление в российском социуме, но, надо признать, явление чрезвычайно
перспективное. Коучинг на сегодняшний день один из эффективнейших инструментов
и стилей управления персоналом. Наставничество и коучинг различны по своей сути.
Но при этом они не исключают друг друга, а скорее, наоборот, они прекрасно
могут друг друга дополнять.
Коучинг - это искусство способствовать повышению
результативности, обучению и развитию другого человека. Он опирается в большей
степени - на способность человека учиться самому и действовать творчески.
Коучингом называется процесс, построенный на принципах партнерства, который
стимулирует мышление и творчество педагогов и вдохновляет их на максимальное
раскрытие и развитие личного и профессионального потенциала. Коучинговые
технологии позволяют реализовывать принципы гуманистической педагогики,
личностно-ориентированного обучения, как воспитанника так и молодого
воспитателя.
Пять основных принципов коучинга в работе с молодым
педагогом:
Первый принцип коучинга - это равноправие, иначе говоря,
партнерство. Именно оно создает благодатную почву для сотрудничества педагогов.
Коуч координирует, направляет процесс, не являясь при этом доминирующей силой.
Коучинг не ставит своей задачей учить чему-нибудь и наставлять его «на путь
истинный».
Второй, не менее важный принцип - вера в наставника, его
способности и возможности. Главное в процессе коучинга - это задачи и цели
подопечного. Потенциал человека огромен, нужно лишь раскрыть его.
Третий принцип - отсутствие экспертной оценки. Коуч не
предлагает подопечному готовых ответов и решений, подопечный должен «дойти» до
них сам. Когда человек принимает решение самостоятельно, он берет на себя
ответственность за его выполнение и последствия. Коуч не должен давать советов,
подход «если бы я был на Вашем месте, то…» в данном случае неприменим, он может
лишь подталкивать подопечного к очевидному, направлять его.
Четвертый - принцип единства и взаимосвязи. Все сферы жизни
человека взаимосвязаны. Если положительные изменения коснутся одной сферы
педагога, это непременно отразится на другой.
Последний, пятый основной принцип - принцип мониторинга. Необходимо
понимать, что коуча в первую очередь интересует настоящее и будущее
подопечного, чье внимание должно быть сосредоточено на поставленных целях.
Тема: «Сопровождение деятельности начинающего
воспитателя ДОУ»
Цель: Создание эффективной системы
методического сопровождения начинающего педагога в условиях образовательного
пространства
ДОУ.
Задачи:
1. Установление партнерских взаимоотношений
между коучем и педагогом;
2. Совместное определение задач для
достижения конкретной цели;
3. Исследование текущей проблемы
(ситуации);
4. Определение внутренних и внешних
препятствий на пути к результату;
5. Выработка и анализ возможностей для
преодоления трудностей в решении проблемы;
6. Выбор конкретного варианта действий
и составление плана действий;
7. Договоренность о том, что конкретно
должно быть сделано к определенному сроку.
8. Каждое следующее коучинг-занятие
всегда начинать с обзора того что сделано, что удалось и что можно было сделать
лучше.
Этапы реализации поставленных задач
решаются в три этапа, на протяжении одного учебного года
Решить
поставленные задачи, предполагается в три этапа:
1 этап –
подготовительный Цель подготовительного этапа - выявление педагогического
статуса начинающего специалиста для дальнейшего развития профессиональной
перспективы, а также его самоопределения, то есть формирование представлений о
работе воспитателя с анализом и первичной диагностикой уровня собственной
педагогической деятельности и творческого потенциала.
2 этап –
реализационный (практический)
Цель
реализационного этапа - создание и апробирование рациональной системы
мероприятий, воздействующих на работу начинающего воспитателя: через
обеспечение профессионального роста и совершенствование мастерства; повышение
уровня психологической компетентности; создание условий для проявления
творчества; развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога;
формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями,
администрацией и коллегами ДОУ.
3 этап –
итоговый Целью итогового этапа является проверка эффективности педагогического
сопровождения образовательного процесса в ДОУ. Время проведения - май. Для
подведения итогов используется анкетирование с целью изучения профессиональных
умений педагогов и определения затруднений. Анализируются результаты
контрольной диагностики, обобщаются итоги работы, обеспечивается
прогнозирование методического сопровождения на следующий учебный год.
Перечень
использованных инновационных форм:
Педагогическая
гостиная, квик-настройка, диспут, мастер-класс, ярмарка педагогических идей,
педагогический ринг, союз единомышленников, семинар-практикум; консультации;
круглый стол; технологии открытого пространства; индивидуальные консультации;
брифинг; школа передового опыта; открытые просмотры.
Очень важно
знать, что в методическом сопровождении деятельности начинающих специалистов
важны не разрозненные мероприятия, а система, направленная на совершенствование
профессиональной подготовки путем освоения целостной работы воспитателя
дошкольной образовательной организации. Такая система планируется и
своевременно конкретизируется в зависимости от ожиданий и предпочтений
педагога. Эта система согласуется с годовыми задачами и спецификой организации,
поэтому она не может разрабатываться для всей системы дошкольного образования.
В понятие
«профессионализм», «педагогическое мастерство» воспитателя мы вкладываем довольно
большой объем содержания. Это прежде всего умения:
- решать
педагогические задачи, не теряться в трудных и неожиданных моментах;
- привлечь
внимание детей, заинтересовать их;
- учитывать
возрастные, психологические и индивидуальные особенности;
- в
совершенстве владеть своим «орудием труда» - речью, словом;
- иметь свою
гражданскую позицию и отстаивать ее;
- строить свои
взаимоотношения с коллегами, родителями воспитанников, детьми.
1.
Инновационная поддержка молодого педагога.
Трансляция
продуктов инновационной деятельности - презентация личного опыта молодых
педагогов: выступления, презентации, публикации; участие в работе семинаров,
конкурсов, в открытых мероприятиях различного уровня.
Тьюторская
поддержка педагога - сопровождение, координация, анализ деятельности молодых
педагогов по созданию инновационных продуктов, вовлечение их в инновационную
деятельность, стимулирование, проявление творчества в конструировании
образовательного процесса.
Обучение
педагогов методам и способам инновационного опыта - участие в проблемно –
творческих группах, координация, практическая помощь, обеспечение эффективной
работы молодого педагога в образовательном процессе; проблемный анализ
результатов образовательного процесса, организованного молодым начинающим педагогом;
формирование предложений по улучшению образовательного процесса.
2. Методический
консалтинг - анализ
достигнутых результатов молодого педагога.
Анализ,
координация и коррекция работы молодого воспитателя по различным направлениям
деятельности - оказание помощи при составлении рабочих программ, тематических
планов, взаимопосещение ОД, оказание помощи в оформлении документов для участия
в конкурсах -портфолио.
Обеспечение
поддержки молодому педагогу в области разработки программы собственного
профессионального роста, выбора приоритетной методической темы для
самообразования, подготовки к первичному повышению квалификации, освоения
инновационных технологий, практического и теоретического освоения основ
педагогической деятельности - подготовка, проведение и анализ ОД; формы методы,
методы и приемы обучения.
3.
Психологическое сопровождение молодого педагога.
-Психологическое
сопровождение - повышение психологической компетентности, стрессоустойчивость,
профилактика синдрома «эмоционального выгорания», создание имиджа.
-Индивидуальное
собеседование с молодым педагогом.
-Избежать
момента неуверенности в собственных силах.
-Наладить
успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса.
Таким образом,
коучинг построен на мотивированном взаимодействии коуча и педагога, в котором
коуч создает специальные условия, направленные на раскрытие личностного
потенциала каждого педагога для достижения им значимых для него целей в
оптимальные сроки в конкретной предметной области знания.

Коучинг как инновационная форма сопровождения молодого воспитателя в ДОУ
