-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
17 апреля
Планирование прогулки в детском саду

В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе).
Планирование прогулки
в детском саду
В режиме дня
каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и
вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе).
Задача прогулки
в первую половину дня - восстановить силы после занятий, получить максимальный
положительный заряд.
Прогулка
должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него
жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий
тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях
и видах деятельности.
Говоря о
планировании прогулки нужно помнить о том, что есть общепринятая структура
прогулки.
- Если перед прогулкой было
физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.
- Если же были спокойные виды
деятельности, то прогулка начнется с подвижной
- деятельности.
Наблюдения. Следует
обратить внимание на планирование наблюдений, учитывая огромное значение
ознакомления дошкольников именно с натуральными предметами в процессе
непосредственного их восприятия. Этот вид детской деятельности на прогулках в
первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно
широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно
планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного
занятия и займет 10—15 минут (например, рассматривание почтовых, школьных
принадлежностей и прочее).
Наблюдения
должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными
отрезками: зима, весна, лето, осень. Наблюдения могут планироваться как
кратковременные, так и длительные. В процессе наблюдений, проводимых как по
инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое
восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к
познавательной деятельности. Таким образом в процессе наблюдений ребенок
развивается всесторонне.
Виды
наблюдений:
- Наблюдения за окружающим
(неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по
охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не
наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.
- Наблюдения за живой природой
(цветы, деревья, кустарники).
- Наблюдения за транспортом. В
младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на
территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не
выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей
выводят на прогулку наблюдать за транспортом. Здесь в данном виде
наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по
ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.
- Наблюдения за живым объектом.
Необходимо обращать внимание на основы безопасности.
- Наблюдения за трудом взрослых.
В младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом взрослых, находящихся в
дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за тем трудовой деятельностью
взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в
том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей
работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии (фабрики, заводы).
При
организации любых видов наблюдений должно быть использовано художественное
слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы. С приметами
начинают знакомить со средней группы.
Программное
содержание наблюдений ритмично чередуется. В течение месяца можно провести
четыре наблюдения примерно в такой последовательности (подготовительная
группа):
1-я неделя —
экскурсия (целевая прогулка) природоведческая;
2-я неделя — наблюдение за бытовыми объектами;
3-я неделя — наблюдение за природоведческими объектами (в групповой комнате);
4-я неделя — наблюдение за общественными явлениями, трудом людей.
При
планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель
предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности
детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки,
придерживаясь следующей примерной структуры:
- спокойная, самостоятельная
деятельность детей (игры, наблюдения);
- затем подвижные игры с
элементами спорта, спортивными развлечениями;
- трудовая деятельность детей.
Особое
внимание воспитателю следует обратить на обеспечение активной, содержательной,
разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в
процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются
положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей
природе и общественной жизни. Планирование работы по развитию движений на
прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических
упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно
выбирать время для проведения игр и упражнений.
Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность
проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.
Продолжительность
подвижной деятельности составляет 60-70% от общей продолжительности прогулки,
при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей.
Подвижные игры. Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают
участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к
игре, делает ее увлекательной. Только непринужденное активное участие детей в
игре создает у них радостное настроение и обеспечивает ее педагогический
эффект.
Количество
подвижных игр — от одной до четырех. При подборе подвижных игры необходимо
обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться
больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с
бегом, метанием, прыжками.
Организует и
проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре,
беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной игры
составляет 7-15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).
Важно, чтобы
в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на
прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети
знакомятся на физкультурных занятиях.
Игры
помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть
внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и
сознательному отношению к занятиям.
Использование
подвижных игр требует соблюдения следующих методических принципов:
- Учет возрастных особенностей
детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение
имеет сюжетный, ролевой рисунок, постепенно усложняются правила,
значительнее становится роль личной инициативы.
- Подбор игр в соответствии с
лечебно-педагогическими, лечебными и воспитательными задачами.
- Соблюдение физиологических
закономерностей адаптации к нагрузкам.
- Четкое объяснение правил игры и
распределение ролей.
В подборе
подвижных игр и элементов соревнования необходимо учитывать индивидуальные
особенности физического развития и здоровья детей. Игры, являясь специфическим
видом деятельности ребенка, широко используются в лечебной физкультуре для
решения поставленных лечебных задач.
Напомню, что выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от
предшествующей работы в группе.
Если
физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то
желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в
самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть,
поупражняться с разнообразными пособиями.
В остальные
дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале
прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.
В дни
проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и
какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в
основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется
подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения
(прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие)
При
проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные
способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее
целесообразным является смешанное использование разных способов организации.
Упражнения
детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в
зависимости от степени подвижности детей. На прогулке должны планироваться
подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение
месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при
этом разучено 3-4 новые игры. Напомню, общая длительность игры составляет 7-10
минут.
Индивидуальная работа по физвоспитанию. Оздоровительный эффект прогулки во
многом зависит от правильно организованной двигательной деятельности
дошкольников. Планируя прогулку, воспитатель предусматривает индивидуальную
работу с детьми по физическому воспитанию. Индивидуальная работа по
физвоспитанию должна планироваться ежедневно и с теми детьми, у которых есть
проблемы в освоении основных движений. Обратите внимание на то, что есть дети с
разной степенью подвижности. Индивидуальная работа может проходить в
занимательной игровой форме, спортивные игры и развлечения.
Например,
для старшей группы рекомендуются спортивные упражнения и элементы спортивных
игр: бадминтон, настольный теннис, баскетбол, футбол, хоккей, городки.
Сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту, интересам, уровню
развития детей и учитывать полоролевую дифференциацию. Они идут на основе тех
знаний, которые у детей есть. Тематика должна быть самой разнообразной.
Проводятся игры на бытовые, производственные темы; игры на закрепление правил
дорожного движения и правил поведения на улицах города; строительные,
театрализованные; игры, тематика которых связана с современной жизнью.
Для
организации сюжетно-ролевой игры должен быть минимум готовых пособий. Когда у
ребенка есть полный арсенал пособий, то ребенок повторяет производственные
действия. Если у ребенка есть предметы-заместители, ребенок начинает развивать
игру и его действия переходят в ролевой план. Это очень важно при подготовке
детей к школе.
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движение пальцев и кистей рук
ребенка имеют особое развивающее воздействие. В Китае распространены упражнения
ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется
их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с
шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его
эмоциональное напряжение, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и
пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук,
поддерживают жизненный тонус.
Работа по
развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет
достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку
радость. Не допускайте скуки и переутомления.
Эти
упражнения должны проводиться в соответствии с временем года, погодными
условиями. Эти упражнения проводятся во всех возрастных группах, начиная с
младшего возраста индивидуально, с подгруппой детей и фронтально. Комплекс
проводится в любое удобное время дня, ежедневно. В комплекс упражнений,
направленных на развитие мелкой моторики, входят:
- Пальчиковая гимнастика —
рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом
развитии.
- Выкладывание на асфальте,
песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые
пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).
- Постройки из природного
материала (муравейник, метла из травинок).
- Игры с песком (просеивание, куличики,
формочки).
- «Угадай на ощупь».
- Различные виды застежек,
шнуровок — их подбор должен соответствовать возрастным интересам
дошкольников.
- Скрепление деталей
разнообразными способами.
- Мозаики из различных
материалов, пазлы.
- Игры с водой, с песком.
- Работа с «печатками»
разнообразных форм.
- Рисование под проговаривание
текста.
- Рисование палочкой, мелками на
асфальте, песке, снегу.
- Игры с веревочкой.
- Игры с шипованными мячиками
пластилином, соленым тестом.
Элементарная трудовая деятельность. Она может быть двух видов:
- Хозяйственно-бытовой труд: дети
вместе с педагогом, друзьями наводят порядок на участке, в игровых уголках
и шкафчиках.
- Труд на природе: дети работают
в цветнике, на клумбе, в огороде.
Формы
организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и
подгрупповые.
Планируя
объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей
некоторым практическим навыкам работы в природе должен предусмотреть знакомство
их с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать способы
организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы,
способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы,
ответственности за общее дело.
Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными
материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить
внимание на обеспечение безопасности.
Индивидуальная
работа должна планироваться по разделам программы.
Существует
четыре вида прогулки:
- Типовая: максимально свободная
деятельность детей (максимум атрибутов).
- Комбинированная, состоящая из
двух частей: первая часть — целевая прогулка; вторая часть — свободная
деятельность детей.
- Прогулка-экскурсия,
прогулка-поход.
- Спортивная (соревнования,
эстафеты).
Поделиться в социальных сетях:
Планирование прогулки в детском саду











