17 апреля

Планирование прогулки в детском саду

В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе).

Планирование прогулки в детском саду

В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе).

Задача прогулки в первую половину дня - восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.

Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.

Говоря о планировании прогулки нужно помнить о том, что есть общепринятая структура прогулки.

  • Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.
  • Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной
  • деятельности.

Наблюдения. Следует обратить внимание на планирование наблюдений, учитывая огромное значение ознакомления дошкольников именно с натуральными предметами в процессе непосредственного их восприятия. Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10—15 минут (например, рассматривание почтовых, школьных принадлежностей и прочее).

Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. Наблюдения могут планироваться как кратковременные, так и длительные. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности. Таким образом в процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне.

Виды наблюдений:

  1. Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.
  2. Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).
  3. Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом. Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.
  4. Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.
  5. Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за тем трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии (фабрики, заводы).

При организации любых видов наблюдений должно быть использовано художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы. С приметами начинают знакомить со средней группы.

Программное содержание наблюдений ритмично чередуется. В течение месяца можно провести четыре наблюдения примерно в такой последовательности (подготовительная группа):

1-я неделя — экскурсия (целевая прогулка) природоведческая;
2-я неделя — наблюдение за бытовыми объектами;
3-я неделя — наблюдение за природоведческими объектами (в групповой комнате);
4-я неделя — наблюдение за общественными явлениями, трудом людей.

При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры:

  • спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения);
  • затем подвижные игры с элементами спорта, спортивными развлечениями;
  • трудовая деятельность детей.

Особое внимание воспитателю следует обратить на обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений.

Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.

Продолжительность подвижной деятельности составляет 60-70% от общей продолжительности прогулки, при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей.

Подвижные игры. Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Только непринужденное активное участие детей в игре создает у них радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект.

Количество подвижных игр — от одной до четырех. При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками.

Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной игры составляет 7-15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).

Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.

Игры помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям.

Использование подвижных игр требует соблюдения следующих методических принципов:

  • Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок, постепенно усложняются правила, значительнее становится роль личной инициативы.
  • Подбор игр в соответствии с лечебно-педагогическими, лечебными и воспитательными задачами.
  • Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.
  • Четкое объяснение правил игры и распределение ролей.

В подборе подвижных игр и элементов соревнования необходимо учитывать индивидуальные особенности физического развития и здоровья детей. Игры, являясь специфическим видом деятельности ребенка, широко используются в лечебной физкультуре для решения поставленных лечебных задач.

Напомню, что выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе.

Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.

В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.

В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие)

При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.

Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры. Напомню, общая длительность игры составляет 7-10 минут.

Индивидуальная работа по физвоспитанию. Оздоровительный эффект прогулки во многом зависит от правильно организованной двигательной деятельности дошкольников. Планируя прогулку, воспитатель предусматривает индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию. Индивидуальная работа по физвоспитанию должна планироваться ежедневно и с теми детьми, у которых есть проблемы в освоении основных движений. Обратите внимание на то, что есть дети с разной степенью подвижности. Индивидуальная работа может проходить в занимательной игровой форме, спортивные игры и развлечения.

Например, для старшей группы рекомендуются спортивные упражнения и элементы спортивных игр: бадминтон, настольный теннис, баскетбол, футбол, хоккей, городки.

Сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту, интересам, уровню развития детей и учитывать полоролевую дифференциацию. Они идут на основе тех знаний, которые у детей есть. Тематика должна быть самой разнообразной. Проводятся игры на бытовые, производственные темы; игры на закрепление правил дорожного движения и правил поведения на улицах города; строительные, театрализованные; игры, тематика которых связана с современной жизнью.

Для организации сюжетно-ролевой игры должен быть минимум готовых пособий. Когда у ребенка есть полный арсенал пособий, то ребенок повторяет производственные действия. Если у ребенка есть предметы-заместители, ребенок начинает развивать игру и его действия переходят в ролевой план. Это очень важно при подготовке детей к школе.

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость. Не допускайте скуки и переутомления.

Эти упражнения должны проводиться в соответствии с временем года, погодными условиями. Эти упражнения проводятся во всех возрастных группах, начиная с младшего возраста индивидуально, с подгруппой детей и фронтально. Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно. В комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, входят:

  • Пальчиковая гимнастика — рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии.
  • Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).
  • Постройки из природного материала (муравейник, метла из травинок).
  • Игры с песком (просеивание, куличики, формочки).
  • «Угадай на ощупь».
  • Различные виды застежек, шнуровок — их подбор должен соответствовать возрастным интересам дошкольников.
  • Скрепление деталей разнообразными способами.
  • Мозаики из различных материалов, пазлы.
  • Игры с водой, с песком.
  • Работа с «печатками» разнообразных форм.
  • Рисование под проговаривание текста.
  • Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.
  • Игры с веревочкой.
  • Игры с шипованными мячиками пластилином, соленым тестом.

Элементарная трудовая деятельность. Она может быть двух видов:

  1. Хозяйственно-бытовой труд: дети вместе с педагогом, друзьями наводят порядок на участке, в игровых уголках и шкафчиках.
  2. Труд на природе: дети работают в цветнике, на клумбе, в огороде.

Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и подгрупповые.

Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело.

Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить внимание на обеспечение безопасности.

Индивидуальная работа должна планироваться по разделам программы.

Существует четыре вида прогулки:

  1. Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).
  2. Комбинированная, состоящая из двух частей: первая часть — целевая прогулка; вторая часть — свободная деятельность детей.
  3. Прогулка-экскурсия, прогулка-поход.
  4. Спортивная (соревнования, эстафеты).